Один из самых опытных украинских экономистов-практиков Игорь Уманский, ранее почти 2 года исполнявший обязанности министра финансов и в самом конце минувшего года покинувший пост первого заместителя главы этого ведомства, высказал пессимистические прогнозы по поводу произведенной реструктуризации госдолга Украины.
Несмотря на бодрые реляции Минфина об успешных переговорах с кредиторами, позволившими сократить сумму долга на внушительные $3 млрд, достигнутые договоренности таят в себе новую опасность. Суть реструктуризации долга Украины заключается в выпуске ценных бумаг со сроком погашения в 2019 и 2027 годах. При этом обладатели VRI могут рассчитывать на вполне приличный уровень доходности равный 7,75% годовых. Взамен, взявшая курс на Европу, Украина получила согласие на списание части долга и освободилась от обязанности выплачивать около $8,5 млрд ежегодно до 2018 года в счет погашения процентов по кредитам.
Опасность заключается в дополнительном условии – прямой зависимости суммы выплат за оказанное послабление от величины роста национального ВВП. Исходные условия таковы, что с 2012 года на Украине наблюдается устойчивое падение этого показателя. Но это не может длиться вечно. Страна, признанная одной из беднейших на европейском континенте, несомненно, имеет огромный потенциал к экономическому росту. Низкие стартовые позиции при условии реализации политики, направленной на радикальную модернизацию экономики, делают реальными достижения роста ВВП уже в ближайшем будущем на уровне 5-7%.
Бюджет страны в этих условиях может не выдержать дополнительной нагрузки для обеспечения взятых государством обязательств. В этом заключается парадокс ситуации. Бурный экономический рост будет значительно увеличивать долговую нагрузку на бюджет, не только сводя на нет все экономические успехи, но делая вполне реальной ситуацию нового дефолта. В связи с этим, по прогнозу Игоря Уманского, к 2020 году может созреть ситуация для нового раунда переговоров по реструктуризации украинского долга.
Несмотря на то, что договоренность между Украиной и кредиторами была достигнута в ноябре прошлого года, Уманский не принимал участия в определении ее контуров. Принятые решения были продиктованы не экономическими, а исключительно политическими мотивами и сам финансист узнал о них не в числе первых. Это послужило одним из поводов для отставки и, вместе с тем, сняло с него ответственность за дальнейшее развитие ситуации.